Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/users/j/j9020268_wp1/site/wp-content/themes/news-live/header.php on line 52

Когда учитель истории полысаевской школы №32 Виктор Бердюгин в прошлом году принял решение отправиться добровольцем в зону специальной военной операции, руководство образовательного учреждения, коллеги и ученики, конечно, расстроились. Но не удивились. Все они в один голос говорят: Виктор Викторович просто не мог поступить иначе.

Герои среди нас

А девятиклассница Катя Еремеева написала о любимом педагоге очерк «И этот человек – мой учитель…» и получила за свою работу диплом и благодарственное письмо. Под руководством учителя русского языка и литературы Татьяны Щегловой её талантливая подопечная постоянно участвует в творческих конкурсах. В прошлом году, когда педагог вела школьную театральную студию, ученица сыграла в нескольких постановках, в том числе роль Екатерины в пьесе «Гроза», которая была представлена во время театрального фестиваля, посвящённого Островскому. Чтобы увлечь ребят «Евгением Онегиным», Татьяна Алексеевна задумала превратить Катю Еремееву в Татьяну. Образ, который во многом отвечает характеру девочки, настолько удался, что после просмотра видеоролика, где Екатерина-Татьяна читает письмо к Онегину, класс аплодировал!

Педагог стремится учить литературе так, чтобы ребята сопереживали героям книг или радовались вместе с ними. Но когда в прошлом году предложили участвовать в конкурсе «Есть такая профессия – родину защищать», организованном управлением Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу, Татьяна Алексеевна сначала задумалась. А потом и её коллеги, и ребята единодушно сошлись во мнении, что писать нужно о Викторе Викторовиче Бердюгине. Екатерина, читающая и пишущая о литературных героях, с удовольствием взялась за дело: герои-то совсем рядом!  

Я смотрю на фото, которыми поделилась со мной Татьяна Алексеевна. Передо мной – плечистый крепкий русский мужик с бородой. Сразу представляется воин с силушкой богатырской, бесстрашно противостоящий врагу! Действительно, он такой и есть, как в один голос отмечают все школьники и учителя 32-й. Виктор Викторович со спортом на «ты», особенно с гиревым. Простой парень из посёлка Демьяновка Лениск-Кузнецкого района. Простой ли?

 «Идя на урок истории, видя своего учителя, я будто сразу попадала в далёкую эпоху. Мы все между собой называем этого учителя викингом. Как-то всё сошлось в нём: окладистая борода, крепкий голос и нрав, сильные тренированные руки, какое-то спокойствие, многим уже неведомое, и история, которую он так любит, и знает, кажется, всё. Да и он сам, оказывается, — история!» — пишет о педагоге Катя.

«Викинг» — так назывался исторический кружок, который вёл у ребят Виктор Викторович, возможно, частично и поэтому тоже приклеилось к учителю это прозвище. Нет, он не тот викинг, который завоёвывает чужие земли, а добытчик уникальных сведений и находок, искатель приключений, «мореплаватель»-исследователь, постоянно открывающий для себя и учеников что-то новое.  Екатерина пишет об этом так: «Наш учитель, как викинг, тоже всегда ищет, и эти его поиски удивительно совпадают с интересами Родины и заботой о ней».

Воин и учитель

По словам Татьяны Алексеевны, семья для Виктора Бердюгина всегда была предметом особой гордости. Дед его был кузнецом, возможно, сила передалась внуку от него. Не случайно с детства любимым книжным героем Виктора был Геракл. Однако от мужчин семьи он унаследовал главное – патриотизм, который все они доказывали делом.  Его дед с оружием в руках защищал Родину во время Великой Отечественной, брат участвовал в боевых действиях в первую чеченскую военную кампанию. Виктор срочную службу также проходил в Чечне. Родителям он тогда ничего не сказал до самого возвращения из армии: не хотел волновать. Говорил лишь одно: ему есть на кого равняться, да и себя хотел проверить в особых условиях. Не знал он, что мама с папой уйдут из жизни один за одним уже через два месяца после того, как сын вернётся из армии…

А его «чеченская» тема на этом не закончилась: он служил связистом во время второй чеченской кампании, обмолвившись об этом периоде двумя словами, рассказав лишь, что вместе с сослуживцами устанавливали «чёткую» связь с шестнадцатикилограммовой рацией за спиной. О деталях своей службы – ни слова, только вот это, скромное: «Мужчиной ведь родился». После тщательной подготовки в 2009 году Виктор Викторович в составе отряда специального назначения «Кузбасс» вновь отправился служить по контракту на границе Дагестана с Чечнёй. Ученица в своей работе подчёркивает, что педагог участвовал в различных спецоперациях. В каких? На такой вопрос, по своему обыкновению, не ответил, только обронил: «В разных». При этом отметил, что армейский опыт приучил его к железной дисциплине, аккуратности, внимательности к мелочам, научил стойко переносить тяготы. «Все ребята, с которыми служил, точно знали, что в плен не сдадутся, и никогда не расставались со своими жетонами. И чем бы мог похвастаться, так братством необыкновенным среди ребят! Горой друг за друга! Вот они какие, те самые «чеченцы», про которых мы смотрим героические фильмы. Достойно и честно послужили Родине эти скромные солдаты…», — так со слов своего учителя пишет в очерке школьница. И далее анализирует, почему же Виктор Викторович, солдат по складу характера, не продолжил идти в этом направлении. У меня тоже сразу возник тот же вопрос: почему школа? Да потому, что он с самого детства, когда прочёл «Русь изначальную», мечтал глубоко изучать историю, Так судьба и привела в Полысаево, в школу №32. Единственный мужчина пришёлся «ко двору». Он произвёл впечатление на коллег и буквально влюбил в себя всех ребят. Их восхищали его энциклопедические знания, то, как нестандартно педагог рассказывает об исторических событиях. И речь у него удивительная! Татьяна Алексеевна и другие учителя подметили, что в арсенале историка на каждый эпизод находятся забавные случаи, «умные» анекдоты, и он к месту «приправляет» ими своё повествование на уроках, вовлекая учеников в некий квест. Дети, взахлёб рассказывая об учителе, также говорят, что он постоянно поднимает личную планку во всём и, конечно, это касается и его предмета. Последние два года Виктор Викторович учился очно в магистратуре КемГУ. «Уроки у него заканчивались в час, после чего он сразу ехал на вокзал, оттуда – в Кемерово. И так каждый день! Это ведь характеризует человека, правда?» — улыбается Татьяна Алексеевна. И добавляет к этому, что учитель истории за несколько лет работы ни разу не уходил на больничный. Просто какое-то нереальное чувство ответственности в плане учёбы, работы и любого дела! Я слушаю его коллегу, и едва уловимый набросок приобретает конкретные очертания: одевался он не шикарно, не носил пиджаков, но вместе с тем в одежде не было никакой небрежности, всё идеально! Эта армейская аккуратность у него прослеживается во всём. Взять хотя бы его ежедневник, где все записи выполнены каллиграфическим почерком и ни одного загнутого уголочка. И ребятам он велел нумеровать странички в тетрадках, чтобы не вырывали. Голоса на учеников он не повышал, всё проще: не выучил урок – пиши доклад.

«Во сне он пожал мне руку»

Коллеги говорят о Викторе Викторовиче, что он только по возрасту молод, а не по его познаниям. Стоит сказать, что знания педагог черпает не только из учебников и книг – он изучает любимую историю, как говорится, руками и ногами. К примеру, участвовал в раскопках недалеко от Мерети. Это место – просто кладезь находок: то в том районе обнаружат уникальную чёрную берёзу, то старинные монеты отыщут. Бывало, историк всё лето трудился на раскопках в Хакасии. А с ребятами как он любит куда-нибудь выехать или пойти в поход! То в Кузнецкий Алатау их везёт, то в Ленинск-Кузнецкий, чтобы показать военную технику. «Нередко  по выходным, когда женщины-учителя заняты домашними делами, он приходил в школу, причём, никто не заставлял. Виктор Викторович делал это не за зарплату.  Это и называется подвижничество, таким и должен быть настоящий учитель. Как-то он и ученики, прихватив с собой еду и всё необходимое, собрались возле школы. Окольными путями дошли до городской спортшколы, а потом в лесочке расположились на пикник. Иногда учитель устраивал и такие походы, чтобы показать ребятишкам, что и в их маленьком городе есть красивые места», — продолжает рассказ Татьяна Алексеевна.

Историк приходил на работу с большим рюкзаком, где лежала спортивная форма. После уроков он любил поиграть в спортзале с ребятами. Вместе с учителем физкультуры Риммой Гарифуллиной они на личном примере учили детей баскетболу. «Если он едет в автобусе, обязательно читает книгу, по старинке обёрнутую в газету. Признаёт только бумажные книжки. Если нужно сделать какую-то мужскую работу, он всегда откликнется: что-то перетащить, с ремонтом помочь. Дети его боготворят! На лыжах, в походы – любимый учитель везде с ними. Многие к нему, как к отцу, относятся», — сказала о Викторе Викторовиче в нашей беседе Римма Рауфовна.

Ведёт здоровый образ жизни, в общем, во всём — эталон. Ну просто идеал получается, но все, кто его знает, не преувеличивают.

Через месяц после защиты диплома в августе прошлого года он отправился добровольцем в зону СВО. Там он командует ротой, а дети и педагоги гордятся им. Он часто любит повторять, как известный герой Лескова, «Я к Родине привержен». «Герой! Человек слова. Со стержнем. Умеет отстаивать свою позицию, мыслить. Сопоставляет, анализирует – качества настоящего историка», — характеризует коллегу учитель иностранного языка Ольга Дроганова.

«Мужественный», «патриотичный», «умный», «ответственный и добрый», «сильный и справедливый», «грамотный», «с харизмой», — далеко не все эпитеты, которыми наделили педагога ребята, когда у них спросили о нём. По словам учителей, Виктора Бердюгина всем не хватает. Ученики почти каждый день расспрашивают: «А как он? А когда вернётся?». Девятиклассник Максим Грознов рассказал, что недавно ему приснился сон, в котором учитель истории обнял его и пожал руку. Это значит, что он обязательно вернётся и вновь будет преподавать детям любимую историю. Ведь никто в школе не сомневается: он выбрал дело на всю жизнь.

Надежда СУВОРОВА.

Фото из архива школы №32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *