Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/users/j/j9020268_wp1/site/wp-content/themes/news-live/header.php on line 52

18 января 1943 года в историю нашей страны вписан как день прорыва блокады Ленинграда. Сегодня отмечается не менее значимая для россиян дата: 27 января 1944 года была полностью снята блокада города с героической судьбой.

В России и, конечно, в Кузбассе делается всё возможное  для сохранения исторической памяти, которую необходимо пронести сквозь века и через поколения. Полысаево не исключение. В канун дня полного снятия блокады Ленинграда сотрудники учреждений культуры, Городского молодёжного центра, образовательных организаций проводят уроки мужества (часы памяти в рамках единого классного часа), различные творческие программы. К примеру, в библиотеке-филиале № 3 прошёл час-реквием «Блок ада», где вниманию школьников были представлены видеосюжеты о трагических событиях блокадного города.  На базе модельной библиотеки волонтёры Городского молодёжного центра подготовили для обучающихся школы № 17 литературно-музыкальную композицию «900 дней мужества». В ДК «Родина» участников интерактивной программы погрузили в атмосферу той эпохи, рассказав об интересных исторических фактах и показав кадры документальной кинохроники об организации транспортной магистрали через Ладожское озеро и её охране, о подвигах водителей, которые, рискуя жизнью, доставляли грузы…

— Маленький мальчик рисует, ему три года. Поэтому рисунок — много-много каракуль и завитков по краям, а в центре — небольшой овал. «Что же ты нарисовал?» — спрашивает его воспитательница. «Это война, вот и всё. А посередине – белая булка. Больше я ничего не знаю», — отвечает малыш. Рисунок датирован 23 мая 1942 года. Имя мальчика – Саша Игнатьев. Он один из 400 тысяч детей, что остались в Ленинграде после 8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады окончательно замкнулось, — так начала час памяти для учеников школы № 44 заведующая отделом обслуживания центральной городской библиотеки Оксана Алексеева.

Эти слова взяты ею из «Детской книги войны. Дневников 1941-1945». Ребята, собравшиеся в актовом зале на мероприятие под названием «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…», затаив дыхание, слушали фрагменты из детских дневников. Слова, словно капли дождя, капали прямо в юные сердца.

Вот ещё один отрывок: «В одном из садиков блокадного Ленинграда работала воспитательница Валентина Козловская. На её попечении находились малыши трёх-четырёх лет. Шла зима 1943 года. Воспитательница из лоскутков, тряпочек и пакли сшила кота. Он стал всеобщим любимцем – при звуках воздушной тревоги ребята в первую очередь заботились о коте. В бомбоубежище вести его доверяли самым послушным или самым слабеньким. Одним из таких стал Игорёк Хицун. Осколок фашистской бомбы раздробил ему голень. А он не чувствовал боли и не вполне понимал, что произошло: «Няня, нянечка, а скоро мне пришьют ножку? Ведь так быстро сшили целого кота!».

Дети с замиранием сердца рассматривали чёрно-белые фотографии во весь экран, с которых на них серьёзно, по-взрослому, глядели ребятишки из замкнутого в кольцо города. Плохо одетые, с постоянным чувством голода, от которого невозможно избавиться… Как представить себе нормы блокадного хлеба, которые постепенно урезали с 250 до 125 граммов? Или сто малышей в дошкольном детском доме Ленинграда, которые часами сидели молча без движения? По воспоминаниям воспитательницы, они даже злились и плакали, когда видели улыбки на чьих-то лицах. А когда ели, на это было больно смотреть: они крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. «Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая его, словно какую-нибудь диковину». У маленьких ленинградцев не было детства – его отняла проклятая война, у многих из них она забрала жизнь: из 400 тысяч детей умерло во время блокады более половины. Те, кто был жив, часто видели, как «бабушку увезли на саночках мёртвую».

Они быстро забывали об этом. Но мы должны помнить. Наши дети, внуки, правнуки  и последующие поколения тоже должны помнить. Чтобы сберечь и приумножить память о силе духа, мужестве и стойкости ленинградцев, которые погибали, но не сдали город врагу, об этих далёких событиях нужно рассказывать ребятам, начиная с самого раннего возраста. И не просто рассказывать, а вовлекать в какой-либо процесс, который даёт возможность прочувствовать историю лучше любых слов. Как сделали, к примеру, в детском саду № 47, где воспитатели и малыши из подготовительной группы общими усилиями выпекали хлеб по рецепту того, который был лучшим лакомством в блокадном Ленинграде. Сытым современным детям непросто понять это, поэтому воспитатель Валентина Маркина на практике показала детворе, из чего делалось тесто для хлеба, демонстрируя, как сложно его замешивать, потому что то тесто было не из настоящей муки. В нём к концу блокады, помимо льняного жмыха и отрубей, содержалась целлюлоза, хлопковый жмых, вытряски из мешков, берёзовые почки. Для нынешних мальчишек и девчонок многие из этих слов непонятны, но они, что называется, своими пальчиками ощутили необычные составляющие блокадного хлеба, когда изо всех сил старались придать форму непослушному тесту. Они с неподдельным интересом и гордостью выкладывали на противень то, что вылепили своими руками.

Вот только пробовать испечённый хлеб малышам 21 века не рекомендуют. Да это им и не нужно. Пусть в их рационе будет ароматный белый хлеб. «Во время уроков и «разговоров о важном», которые у нас проходят по понедельникам, нам много рассказывают о событиях военных лет, в частности, о блокаде, также я сама читаю об этом. Конечно, становится жутко и больно от того, что пережили взрослые люди и дети в блокадном Ленинграде. Это очень страшно!», — говорит семиклассница Мария из школы № 44. Представить нельзя – гордиться можно.

«Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы знаем – нам ещё многое надо пережить, многое выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленинградцы!» — обратилась к радиослушателям в эфире программы «Последний час» поэтесса Ольга Берггольц. До войны в Ленинграде проживало более трёх миллионов человек, к моменту полного снятия блокады ленинградцев оставалось около 800 тысяч. Фашисты считали, что они пытались выжить. Но между словами «выживать» и «жить» — существенная разница. Ленинград и ленинградцы все эти страшные месяцы блокады именно жили. В нечеловеческих условиях сохранили такие качества как способность к самопожертвованию. В 1942 году стать донорами пожелали 57 тысяч ленинградцев – абсолютный рекорд! Донорам выдавали спецпаёк, но усиленное питание полагалось только в периоды сдачи крови и, конечно, не покрывало потребности организма. Поэтому, норма сдачи крови в то время составляла лишь 150-170 мл. Однако встречались и такие заявления доноров-добровольцев: «Если потребность на кровь увеличится, прошу взять у меня её дополнительно. От компенсации за кровь отказываюсь».

Сложно такое осмыслить. «Желаю всем россиянам и полысаевцам мирного неба, чтобы ужасы войны никогда не повторялись!», — озвучила главную мечту детей и взрослых всех времён школьница Маша.

Надежда СУВОРОВА.

В публикации использованы материалы газеты «Аргументы и факты».

Фото автора и Валентины МАРКИНОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *